Среди всего многообразия осветительных приборов преимущество по целому ряду характеристик остается за светодиодными лампами. Именно их используют для освещения торговых залов как в огромных супермаркетах, так и в маленьких уютных магазинчиках.
Достоинства LED-освещения
При выборе способа освещения торговых заведений предпочтение все чаще отдается осветительному светодиодному оборудованию, поскольку оно обладает массой преимуществ:
- Экономичный расход энергии позволяет снизить траты на электричество.
- Светильники LED неприхотливы в обслуживании. Монтаж, демонтаж и ремонт таких приборов не вызывают трудностей.
- Уровень пульсации у светодиодов минимален.
- В спектре светодиодного освещения отсутствует вредное для глаз излучение.
- Требования к питающему напряжению при таком типе освещения минимальны.
- Светодиодные светильники бывают с разными степенями защиты (IP), что позволяет выбрать подходящий вариант.
- Представлены в обширном ассортименте: можно выбрать светильники с нужной цветовой температурой, регулируемым углом направленности освещения и т. д.
Стоимость LED-светильников сравнительно высока, но она полностью оправдывается преимуществами такого освещения.
Требования к торговому освещению
При организации освещения в торговом зале следует учитывать существующие требования:
- В торговых залах гипер- и супермаркетов оптимальный уровень освещенности равен показателю 500 лк.
- В бутиках, где продают одежду, обувь и аксессуары, нормальным является освещение в диапазоне 200-500 лк.
- В магазинах, где не применяется принцип самообслуживания, рекомендовано освещение от 300 лк.
- Для хозяйственных, мебельных, строительных магазинов достаточно освещения 300 лк.
- Зоны касс и примерочные в любых торговых заведения должны быть хорошо освещены – 500 лк.
Лк – это обозначение люкса, который является общепринятой единицей измерения освещенности. 1 лк соответствует тому уровню освещения, которое обеспечивает источник света яркостью 1 лм на 1 кв. м площади.
Для измерения освещенности используются люксометры. Чтобы оценить этот уровень, необходимо сделать замеры в различных точках помещения и вычислить их среднее значение.
Типы торгового освещения
При организации торгового освещения необходимо руководствоваться общими принципами светового дизайна. По функциональности освещение торговых площадей условно делится на 4 типа. Сочетание различных типов освещения позволяет создать условия для качественного обслуживания покупателей и эффективной работы персонала магазина.
Общее
Общее освещение выполняет следующие функции:
- Обеспечивает световой комфорт покупателей в торговом зале.
- Создает оптимальные условия для работы персонала.
- Создает приятную позитивную атмосферу, располагающую к совершению покупок.
Между характеристиками данного типа освещения и специализацией магазина нет прямой связи. Основные характеристики такого света:
- рассеянность;
- равномерность;
- отсутствие бликов.
В больших магазинах с высокими потолками общее освещение организуется с помощью купольных или линейных светильников. В небольших помещениях органично смотрятся светильники даунлайт и растровые панели.
Рабочее
Обеспечивает необходимое количество света в самых важных местах: в зонах товарной экспозиции и кассового обслуживания. Стеллажи с разложенными на них продуктами в супермаркете, штанги с одеждой или полки с обувью в бутиках – всем этим точкам необходимо качественное выделение светом. В таких группах световой поток должен быть выше, чем во всем зале.
Также должна быть подобрана подходящая цветовая температура. Один из оптимальных вариантов организации рабочего освещения – трековые светильники.
Акцентное
Применяется к отдельным группам товаров, к которым необходимо привлечь повышенное внимание покупателей. Ярким примером такой зоны служит наружная витрина, которая видна на улице или во внутренней галерее торгового центра и должна зазывать покупателей в магазин. Внутри помещения акцентным освещением выделяют акционные товары, новинки, лидеров коллекции и т. д. Главная особенность такого освещения – присутствие цветовых и световых контрастов.
Декоративное
Неотъемлемый элемент дизайна в интерьере торговых объектов. Декоративными могут быть как сами световые приборы, так и эффекты, которые они создают. Примерами таких приборов могут служить эффектные люстры, оригинальные лампы на подвесах, дизайнерские светильники и т. д.
Также в любом магазине обязательно должно быть обеспечено экстренное (аварийное) и вспомогательное (дежурное) освещение. Поэтому важно разобраться, для чего нужны аварийные светильники и как они работают.
Советы по организации освещения
Светодиодные светильники рекомендуется закупать крупными партиями. Даже при полностью одинаковых параметрах светильники из разных партий могут светить немного по-разному. Минимальные различия в световой температуре заметны визуально и негативно влияют на восприятие, поэтому важно использовать для освещения магазина приборы из одной партии.
Зеркала и прочие отражающие поверхности позволяют повысить уровень освещенности пространства без дополнительных затрат. Использование диммируемых выключателей позволяет контролировать степень освещенности зала и экономить на оплате электроэнергии.